Открытие паблик-арт объекта «Время искусства» Арсентия Мельникова

05.10.2018

2 октября в рамках рамках V Международной якутской биеннале современного искусства при поддержке Фонда Президентских Грантов 2018 г., состоялось открытие паблик-арт объекта «Время искусства» художника Арсентия Мельникова. Работа установлена в сквере на территории мультимедийного парка«Россия – Моя история».

Арсентий Мельников – молодой якутский художник, дизайнер. Созданный им паблик-арт объект взаимодействует с окружающим пространством посредством «метафорической игры слов», которые были отобраны в процессе общения художника с жителями г. Якутска. По словам А. Мельникова: «Все, что происходит в нашем мире – это искусство. В моем проекте искусство создается временем».

«Время искусства» является пространством для рефлексии. Приглашая людей остановиться, сесть на скамейку и вдохновиться словами, художник вовлекает зрителя во взаимодействие с арт-объектом. Различные слова будут появляться вокруг инсталляции в зависимости от расположения солнца и падения солнечных лучей.

Мы побеседовали с Арсентием Мельниковым о важности диалога с людьми и о рисунках, создаваемых тенями.

Как бы вы охарактеризовали свою работу?

Характер работы «Время искусства» создан моим пониманием современного искусства и теми знаниями, которыми я обладаю сейчас. Не могу сказать, что я профессионал в сфере искусства. Я не совсем разбираюсь в тонкостях создания арт-объектов, но мне очень нравятся идеи современного искусства. И думаю, что я очень хорошо воплотил свое понимание того, каким оно должно быть, в своей работе «Время искусства». Актуальное искусство стало намного шире того, что люди знали раньше. И это очень сильно расширяет палитру для творчества. Следуя минимализму и отказавшись от всего лишнего, для этого паблик-арт объекта я оставил только форму в виде стеллы. Она ассоциативно дает понимание зрителю, что есть какая-то связь с солнечными часами. Скамейки вокруг стеллы приглашают зрителя присесть и подождать событие.

Центральное место в вашей работе занимает время и бросаемая ею тень. Чем был вдохновлен ваш проект?

Идея проекта появилась у меня уже давно. Она жил у меня в сознании, конечно, немного в другом обличье. Несколько лет назад я случайно увидел новость, что для участия в биеннале к нам приехали французские художники Элуа и Француаз Ферия. Встретившись с ними, я узнал, что искусство полностью выходит на улицу. В тот момент решил участвовать. И после недолгих раздумий, мой давний проект начал обретать свои очертания – я решил отправить заявку на участие. Так что первое вдохновение пришло давно, а второе – это встреча с предыдущими кураторами биеннале.

Что для вас является художественным жестом в вашем проекте?

Я глубоко убежден в том, что все, что происходит вокруг нас – это и есть искусство: дуновение ветра, солнечные лучи, гром, жизни людей и животных. Этот мир прекрасен, если взглянуть на него незамутненными глазами. Ведь кто такой художник? Человек, который что-то умеет? Тот, у кого есть талант творить? Нет. Это просто человек, который иначе осязает окружающий его мир, иначе с ним взаимодействует и чувствует. И все что он создает, это попытка показать людям ту красоту, которую он нашел в этом мире. «Время искусства» – это мое ощущение того, каким должен быть выход искусства из музеев. Это все равно, что отпустить птицу на волю и наблюдать как она, расправив свои крылья, уже видит этот мир во всей красе. Понимает, какие у нее появились возможности и взаимодействия. И первое что мне захотелось – поработать с самой светлой и теплой возможностью, с солнцем. Что создает солнце? Тепло, свет и тени. Что создают тени? Прохладу, рисунок. А какой я могу создать рисунок? Рисунок, в котором скрыт смысл. В моей работе происходит взаимодействие времени, солнца, света, тени и идеи. Не было бы хоть одной составляющей, не было бы ни проекта, ни возможности реализовать идею. Так что все, что происходит в нашем мире – это искусство. Надо лишь правильно взглянуть на это.

Чем обусловлена история слов, вкрапленная в вашу работу?

Слова в тени, появляясь в самый неожиданный момент, должны удивить и вдохновить человека на что-то светлое. Потому к выбору слов подошел со всей серьезностью. Создал обсуждение с художниками и горожанами, чтобы все могли предложить свои варианты слов. Если бы я решил это сделать сам, то слова были бы не те, они бы значили что-то для меня, но никак не смогли бы вдохновить зрителя. Так как не было бы его участия и многогранного отбора слов, наиболее универсальных для других.

Какова связь вашей работы с темой биеннале – союзом города и музея?

Появление интересных объектов – это наиболее сильный инструмент выхода искусства в городскую среду. Все проекты биеннале создают общественное пространство для диалога между людьми, искусством и окружающим пространством. По своей композиции этот арт-объект напрямую связан с местом, а по своей концепции ведет диалог не только в завершенном варианте со зрителем, но и в процессе – с горожанами и со всеми, кто хотел быть причастным к его созданию.

Считаете ли вы, что тема биеннале актуальна для 2018?

Да, тема очень актуальна. Всегда поддерживал организаторов биеннале в том, что надо выходить на улицы, налаживать коммуникацию между людьми, решать общественные вопросы с помощью искусства и развивать общественную среду. Тогда город будет развиваться, начнется социализация и взаимодействие друг с другом.

Как вы считаете, какова роль художника в данный момент?

Я думаю роль художника – показывать людям то, что они не замечают. Это может быть какая-то красота, или, наоборот, важный вопрос. Доносить свое видение обществу и организовывать диалог. Для меня это и есть актуальное искусство.